V Межрегиональный мастер-класс

9 и 10 марта на базе Мичуринской детской хореографической школы при поддержке управления культуры и архивного дела Тамбовской области, управления по развитию культуры и спорта администрации г. Мичуринска, а также ТОГБУК «Информационно-аналитический центр развития культуры и туризма Тамбовской области» состоялся V межрегиональный мастер-класс для преподавателей-хореографов. Темой мастер-класса в этом году стала «Многокомпонентность системы преподавания классического и народно-сценического танца в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ». Хореография – самый востребованный вид искусства среди детей и родителей в нашем городе и области, поэтому мастер-класс вызвал большой интерес не только у преподавателей школ искусств, но и у педагогов дополнительного образования Домов творчества, Центров дополнительного образования, Домов детского творчества города и области. Мастер-класс проходил в течение двух дней и включал в себя открытые уроки преподавателей школы, а также мастер-классы балетмейстера студии народного искусства Государственного театра танца «Казаки России» Елены Игоревны Максимовой и доцента кафедры классического танца Московской государственной академии хореографии, заслуженного деятеля искусств РФ Веры Николаевны Куликовой.

В первый день гости мастер-класса смогли увидеть открытые уроки преподавателя К.А. Алексеевой (концертмейстер Туровская А.В.) на тему «Экзерсис второго года обучения» с учащимися 5 класса и открытый урок преподавателя Тутарской Я.В. и Ханина Ю.Г. (концертмейстер Кондратова О.А.) с учащимися 6 класса и выпускниками школы на тему «Работа над манерой исполнения характерных комбинаций на середине в старших классах».

Я.В. Тутарская, в этом году ставшая победителем общероссийского конкурса «Лучший преподаватель школ искусств», показала работу над элементами венгерского танца. Венгерский характерный танец является «высшим пилотажем» и камнем преткновения для многих преподавателей, но педагог нашла нужные подходы к освоению сложных элементов венгерского танца, и учащиеся 6 класса продемонстрировали характерную манеру исполнения и высокую исполнительскую технику.


Ю.Г. Ханин представил работу на середине в характере русского танца. Комбинации присядки сменялись хлопушками и веревочкой. Завершился урок танцевальным этюдом в русском характере, который вобрал в себя все ранее представленные элементы, облечённые в форму вдохновенно исполненного русского танца.  


Мастер-класс по народному танцу день был посвящен технике вращений, дробей и трюков в русском мужском танце. 


Второй день мастер-класса был посвящен классическому танцу. 10 марта прошли следующие открытые уроки:

− «Развитие координации на уроках ритмики и танца на первом году обучения по дополнительным предпрофессиональным программам» 1 класс, преподаватели К.А. Алексеева, И.Л. Невских, концертмейстер И.И. Ширяева;


− «Воспитание устойчивости как одного из основных элементов классического танца» 2 и 6 класс, преподаватель Я.В. Тутарская, концертмейстер О.А. Кондратова


− «Классический танец как основной элемент профориентационной работы с учащимися школы» 5 класс, ансамбль «Росинка», преподаватель заслуженный работник культуры РФ Л.В. Бендерская, концертмейстер А.В. Туровская.


Образовательная программа школы включает в себя компоненты, которые в комплексе служат цели обучения детей танцу во всем его многообразии. Учащиеся первого класса четко и слаженно исполнили сложные ритмические упражнения, учащиеся второго класса показали целый комплекс упражнений для развития природных данных и формирования устойчивости. Учащиеся 5 и 6 класса продемонстрировали высокий уровень исполнения экзерсиса у палки и на середине зала, владение методикой исполнения движений, чистоту линий и красоту классического танца.

Во второй половине дня доцент кафедры классического танца Московской государственной академии хореографии В.Н. Куликова дала мастер-класс с учащимися 6 класса и ансамбля «Росинка» по методике обучения классическому танцу.

«Каждое утро артиста балета начинается с урока. Для поддержания физической формы, техники, нужно каждый день исполнять классический экзерсис. Он начинается с работы у станка. Канонические па собираются в комбинации, которые обновляются каждый день. Обычно упражнения у станка исполняются аккуратно и сдержано, так как необходимо распределить силы для исполнения всего класса»,- начала свой урок В.Н. Куликова. Она показала ряд подготовительных упражнений для разогрева и дала комбинации классического экзерсиса, с которыми учащиеся школы достойно справились.

Следующим этапом был комплекс прыжков: маленьких, средних и больших, прорабатывались вращения — туры, пируэты, фуэте. В.Н. Куликова отметила, что в России не много школ, учащиеся которых способны работать наравне с ученицам хореографического училища. Мичуринская детская хореографическая школа – из их числа.


Отдельно надо отметить организованное директором школы Я.В. Тутарской посещение выставочного зала музея-усадьбы народного художника СССР А.М. Герасимова, где участники мастер-класса познакомились с экспозицией и много узнали о жизни и творчестве нашего выдающегося земляка.


Достойным завершение обучающей программы стали яркие концертные номера, которые были показаны участникам мастер-класса. Красочные народные танцевальные композиции и номера классического репертуара вызвали живой отклик и были высоко оценены приглашенными специалистами.